Воспитывать маленького патриота необходимо
начинать с самого близкого для него:
семьи,родного дома,улицы где он живет,детского сада,
родного города...
Период дошкольного детства – по психологическим особенностям наиболее способствующий для формирования основ национального самосознания, так как именно детям дошкольного возраста присущи эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, безмерное доверие взрослым, желание повторять их действия.
Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придаётся воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.
СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семья составляет основную воспитательную среду ребёнка и выполняет следующие функции:
- обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
- привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков;
- формирование представлений о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
- обеспечение здорового образа жизни
Родители должны осознавать свою воспитательную роль и нести ответственность за воспитание детей. Родители обязаны обеспечить условия для развития ребёнка, заниматься воспитанием детей, правильно строить отношения с детьми, сотрудничать в воспитании детей с учреждением дошкольного образования.
Родители организуют жизнь ребёнка на основе своих житейских представлений, подчиняясь общей организации жизнедеятельности своей семьи, личным потребностям и возможностям.
Важным условием является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых.
Важным средством воспитания патриотических чувств является пример родителей. Пример – наглядный способ действия, который служит образцом для подражания. Авторитет родителей основывается на их личном социально одобряемом поведении, образе жизни, убеждениях, моральных качествах гражданина Отечества, человеческих качествах отца и матери, исполнении обязанностей члена семьи.
Есть белорусские семьи, в которых в различных формах и с помощью многообразных средств ведётся работа, связанная с патриотическим воспитанием детей на основании многих источников (книг, журналов, газет, кино- и телефильмов, воспоминаний ветеранов войны и труда). В патриотическом воспитании детей в семье неоценима роль произведений детской художественной литературы и искусства, которые проявляют у детей чувство любви и благодарности к героям своего народа, отдавшим и отдающим себя и свои жизни во имя Родины, во имя будущих поколений.
Родителям необходимо участвовать в мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования совместно с детьми: выставки, конкурсы, участие в физкультурных досугах и музыкальных развлечениях, тематических днях, акциях, в рамках нерегламентированных видов детской деятельности, например, участие в рассказах о своей профессии, городе, что, несомненно, вызовет у детей чувство любви к Родине, родному краю, гордости за своё Отечество. Целесообразно вместе с детьми отправиться в поход или на экскурсию по родной стране, посетить музей, театр.
Таким образом, при активной позиции родителей у детей сформируются представления о семье, родном городе, стране, о людях, прославивших Беларусь, их деятельности, белорусских народных промыслах, государственных и природных символах.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников
В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
v Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
v Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
v Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
v Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
v Расширяйте собственный кругозор.
v Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
v Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
Главными целями патриотического воспитания подрастающего поколения в Республике Беларусь является привитие любви к Беларуси, формирование устойчивого желания способствовать ее процветанию.
Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение семьей и учреждением образования конкретных задач, основными из которых являются:
- · привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
- · разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
- · привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;
- · воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
- · воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
- · воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
- · привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
- · раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
- · организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
- · воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
- · формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
- · убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.
раскрыть » / « свернуть